Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 19.06.2019, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Перовская ООШ"

Форма входа
Логин:
Пароль:
Облако тегов
Категории раздела
Мини-чат
Главная » 2013 » Декабрь » 25 » Юные краеведы изучают топонимику.
17:14
Юные краеведы изучают топонимику.

12 декабря визит – центр национального парка «Мещера» приветствовал участников ежегодного историка - краеведческого конкурса «Что мы знаем о старине и русском быте?». Тема этого года: «Топонимика родного края – ойконимы, происхождение названия населенного пункта».
Велик и разнообразен мир собственных имен. В нашей речи постоянно присутствуют названия народов и географических мест, прозвища, фамилии и имена людей, клички животных, названия трав, ярлыки товаров и прочие наименования вещей. Пользуясь ими, мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся. Едва ли задумываемся над тем, что они - особая часть языка, которая имеет свои законы образования и употребления, свою историю происхождения. Тем не менее, их изучением занимается целая наука — ономастика (наука о собственных именах).
Мы остановились на топонимике - разделе ономастики, которая изучает происхождения, содержания и закономерности развития географических названий. Как любая наука, топонимика имеет собственную терминологию: это и гидронимы – собственные названия объектов географической среды, образованных водой, то есть рек, родников, оврагов, болот и озер, и оргонимы названия объектов земной поверхности, отличающиеся своей высотой (холмы, бугры, горы и возвышенности) и ойконимы – названия населенных мест (города и селения) и тд. Именно ойконимы и стали темой исследования. Ведь географические названия населенных пунктов своеобразны и всегда исторически обусловлены. Они могут рассказать нам много интересного.
В конкурсе приняли участие 4 школы Гусь-Хрустального района: Иванищевская СОШ, Мокровская ООШ, Перовская ООШ, Новодуровская ООШ.
Конкурс состоял из двух этапов, каждый из которых важен. 1 этап - сама исследовательская работа, была представлена на конкурс в виде письменного отчета, 2 этап — защита работы в виде театрализованного представления.
Школьники, в ярких народных костюмах немного волновались, ведь они не только защищали честь школы, но и представляли результат кропотливого труда, раскрывали интересные истории о происхождении названия своей Малой Родины. И мы узнали много интересного: ребята из Перовской школы предложили несколько версий происхождения названия деревни Часлицы, каждая из которых по – своему интересна. Жюри больше всего понравилась «сладкая» версия: «часля» - боковое отверстие в колодочном улье, ведь бортничество – одно из занятий древних Мещерских племен. Команда Иванищевской школы предложила такую версию названия: поселок Иванищи расположен на берегах реки Вижница (левый приток реки Поль). Славянское слово «вежа» («вежи») означает примитивное жилище, место стоянки кочевников, то есть являлась поселением, и носило название «Иванищевское» или «Иванище». А со временем оно преобразовалось в «Иванищи». Учащимся из Мокровской школы удалось не только в прозе, но так же и в стихах изложить версию происхождения названия деревни Мокрое. Их земляк - поэт Борис
Хахалин написал следующие строки:

«В ближайшей округе не все о ней знали,
Деревня живет вдалеке от дорог.
За что ее Мокрое люди назвали?...
…Быть может, урядник названье такое
Придумал, увязнув средь гибельных мхов,…
…А может быть пахарь костистый, упругий,
Когда клок земли у болот отнимал.
Слезами и потом полив всю округу
Тебя с горя - горького Мокрой назвал…»

Труднее всем оказалось ребятам из Новодуровской школы, так как данные о истории названия их деревни практически не сохранились, поэтому они в основном опирались на рассказы старожилов: ранее селение имело название «Новое», которое принадлежало помещице Зинаиде Владимировне Баташевой. Был у нее приказчик Дуров, который и управлял сельцом. Впоследствии его фамилия была присоединена к первоначальному названию деревни, так и стали называть «Новодурово», а в простонародье "Новлянки».
Жюри, в составе Дроздовой З. Н., Хлебниковой А. Г., Скулова Н. И.,Федоренко Т. В. - высоко оценили работу школ и определили абсолютного победителя - команду Мокровской школы.
Отдельно хочется поблагодарить руководителей, которые подготовили работы на конкурс:
- Кузнецова Вера Викторовна, учитель начальных классов, директор краеведческого музея «Малая Родина» Мокровской школы;
- Шиманова Ирина Геннадьевна, учитель географии Иванищевской школы;
- Трифонова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы Перовской школы;
- Соколова Татьяна Ивановна и Пискарева Татьяна Михайловна, учителя русского языка и литературы Новодуровской школы.
Участникам конкурса были вручены грамоты и памятные призы, интересные и познавательные книги для школьной библиотеки.
Спасибо, всем кто принял участие, желаем дальнейших творческих успехов.
Методист по экологическому просвещению НП «Мещера» Е.Ю. Теняков


http://www.gus-info.ru/news/news_2301.html 

Категория: Пресса о нас | Просмотров: 277 | Добавил: xxx | Теги: Перовская ООШ, конкурсы, Что мы знаем о старине и русском бы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск